Здравствуйте, уважаемые коллеги. Я рада, что принимаю участие в таком
интересном конкурсе. Надеюсь, что участие в нем позволит узнать
много нового и интересного об использовании
информационно-коммуникационных в деятельности учителя. Хочу рассказать
немного о себе и о том, как я использую информационно-коммуникационные
технологии в своей работе.
Мое педагогическое
кредо
Определение
своего педагогического кредо я хочу начать со слов замечательного
русского поэта А. С. Пушкина:
Движенья нет, сказал мудрец брадатый.
Другой смолчал и стал пред ним ходить.
Сильнее бы не мог он возразить;
Хвалили все ответ замысловатый,
Но, господа, забавный случай сей
Другой пример на память мне приводит:
Ведь каждый день пред нами солнце ходит,
Однако ж прав упрямый Галилей.
А.С. Пушкин "Движение"
В этом отрывке в поэтической
форме раскрыта сущность относительности движения. Когда впервые
прочитала
эти слова, я задумалась: насколько верно
отражен в этих словах не только принцип относительности физического
движения, но и «движение» школьной жизни. Ведь наши ученики являются и
нашими учителями. Они, когда открыто, когда исподволь заставляют нас
учиться двигаться вперед, самосовершенствоваться, чтобы быть интересными
им. Каждый урок, является источником знаний и открытий и для детей, и
для учителя. Если на уроке глаза детей горят интересом,
они
задают вопросы, пытаются самостоятельно найти пути решения возникшей
проблемы, работают увлеченно, азартно, то цель урока достигнута. Такой
урок не пройдет впустую, оставит след, затронет детские души, придаст
движение мысли. Справедливы слова великого педагога: «Учитель тот, кто
постоянно учится». Учитель – это человек, не стыдящийся учиться у своих
учеников. И, конечно,
учитель
– это человек, обладающий педагогическим мастерством, тактом, терпением,
проницательностью.
Каждая область знаний таит в себе притягательную
силу, обусловленную своей особенностью.
Физика - философия разума,
красоты, творчества и торжества природы.
Она
побуждает к творчеству. Поэтому в своей
педагогической деятельности стараюсь создать все условия для развития
творческих способностей учащихся через включение их в процесс
моделирования закономерностей и явлений природы. Для этого использую
проектный и исследовательский методы, групповые формы работы, широко
использую информационно – коммуникационные технологии как универсальный
инструмент, способный помочь в решении самых разнообразных задач,
стоящих перед современным человеком. ИКТ – важный компонент
образовательного процесса, но не главный.
Главное – это
развитие умения думать, ставить задачи, решать их самостоятельно и
сообща. Сотворчество учителя и ученика рождает ускорение движения к
вершинам познания.
Мне 33 года. Учителем физики работаю 10 лет. Имею высшую
квалификационную категорию. Являюсь заведующей кафедрой-лабораторией
естественных наук. В 2008-2009 учебном году был обобщен опыт моей работы
по теме "Использование возможностей информатизации для развития
творческого потенциала учащихся на уроках и во внеурочное время.
Некоторые выдержки из описания опыта и привожу здесь.
В наш век высоких технологий все большее значение приобретают
современные технологии преподавания школьных предметов в рамках общего
образования, которые предполагают более широкое использование новых форм
и методик. Развитие производства, различных отраслей науки полностью
зависят от знаний, умений и навыков сегодняшних учащихся. Поэтому
задачей каждого учителя является накопление серьезной методической базы
по использованию современных технологий в учебном процессе. Нельзя не
отметить, что большую роль в формировании поколения, хорошо
ориентирующегося в быстро меняющемся информационном пространстве,
обществе, с постоянно меняющимися требованиями, поколения, способного к
постоянному самообразованию, имеют информационно - коммуникационные
технологии.
Значение физики, как предмета и как науки в целом очень велико. В
современных условиях ведущие отрасли техники используют закономерности
физики как научную базу. Поэтому изучение школьного курса физики требует
включения в содержание школьного курса физики такого материала и такого
способа его изложения, которые позволили бы сформировать физическое
мировоззрение, развить интеллект учащихся, коммуникативную, социальную,
предметную, исследовательскую, информационную компетенции.
Опыт показывает, что таким серьезным требованиям соответствует
использование информационно - коммуникационных технологий на уроках
физики и во внеурочной деятельности. Они расширяют творческие
возможности учителя и учащихся, повышают интерес учеников к предмету,
стимулируют учеников к усвоению сложных тем. Учитывая специфику
предмета, можно сказать, что компьютер становится не роскошью, а
необходимостью, продиктованной требованиями к современному образованию,
рабочим инструментом. Он расширяет способы преподавания, позволяя глубже
проникать в суть рассматриваемых явлений.
Современные требования, предъявляемые к школьным программам, стремление
снизить учебную нагрузку, привели к уменьшению количества часов,
отводимых на изучение физики, что не позволяет в полной мере изучить
отдельные темы, методику решения задач, выполнить практические работы.
Информационно – коммуникационные технологии обеспечивают ускорение темпа
урока, наглядность подачи материала, возможность возврата к повторению
ранее изученного (за счет накопления информационных наглядных пособий).
В настоящее время имеется огромное количество различных электронных
пособий.
Необходимо отметить, что программное обеспечение, поступающее в школы
для кабинетов физики, имеет ряд недостатков: нет системности в структуре
уроков; нет тренажеров соответствующих стандартам образования; мало
анимаций; недостаточное количество учебных фильмов; наглядных
демонстраций применения законов физики на практике. Одной из основных
причин этого является то, что учитель, способный дать полноценное
содержательное наполнение, не может довести свои идеи до стадии
пригодного к эксплуатации программного продукта; для профессиональных же
программистов, напротив, не затруднительно создать высококлассную
"оболочку", но ее наполнение далеко не всегда оказывается удачным для
использования в школах и даже далеко не всегда удовлетворяет
элементарным психолого-педагогическим и дизайн – эргономическим
требованиям.
При использовании современных информационно-коммуникационных технологий
первоочередной задачей является разработка определенной методики и
системы, максимально использующей возможности этого метода обучения для
сообщения учащимся базовых и прочных знаний по физике не нарушая таких
принципов, как:
·наглядность;
·доступность;
·информативность;
·систематичность
и последовательность.
Осмыслив все выше перечисленное, решила, что необходимо самостоятельно
разработать ряд комплексов, которые позволили бы использовать
информационные образовательные ресурсы в конкретных условиях, отвечающих
особенностям образовательного процесса в гимназии.
Выделила несколько аспектов использования информационно –
коммуникационных технологий в процессе преподавания физики:
Ø
разработка сценариев уроков с использованием электронных образовательных
ресурсов для изучения и закрепления новых знаний, применения их на
практике;
Ø
контроль знаний;
Ø
выполнение лабораторных работ;
Ø
проведение экспериментов;
Ø
привлечение учащихся к поиску необходимой информации в Интернет;
Ø
создание электронных учебных пособий;
Ø
разработка ученических проектов.
Сценарии уроков создаю с применением программы Power Point, входящей в
состав пакета программ Microsoft Office. Слайды презентаций содержат
иллюстративный материал для урока, фрагменты видеофильмов, анимации. При
подготовке презентации заранее продумываю структуру урока,
последовательность слайдов предполагает определенный темп и логику
изложения материала, т.е. создаю сценарий проведения урока.
Использование презентации на уроке, по сравнению с традиционным
изложением материала, высвобождает много времени, которое можно
использовать для дополнительной отработки материала, улучшает
наглядность объясняемого материала, повышает интерес учащихся. Следует
уточнить, что мультимедийное представление экспериментов и процессов не
должно являться заменой реальных процессов, а использоваться как их
дополнение. Презентации использую при объяснении нового материала, при
повторении пройденного материала и при организации текущего контроля
знаний (презентации-опросы). Применяя презентацию для опроса (контроля
знаний), использую слайды, рассмотренные на предыдущих уроках.
Источниками используемых материалов являются
CD
– диски, Интернет, самостоятельно разработанные модели, анимации,
рисунки.
Для контроля знаний, помимо слайд – презентации, использую,
разработанные мною, комплексы электронного тестирования. Для разработки
электронных тестов, отвечающих всем требованиям Госстандарта по физике,
пришлось рассмотреть большое количество программ-оболочек. Практически
все они имеют недостатки. Ни в одной программе не нашла возможности
использовать верхние и нижние индексы (что должно быть, чтобы можно было
прописывать единицы измерения). Кроме того, очень часто бывает
необходимо использовать рисунки, описывающие процессы, графики и т.п.
Опять же, ни одна программа не могла предоставить такой возможности. Мне
удалось связаться с учителем информатики из Казахстана, который смог
преодолеть подобные трудности, написав программу в среде
визуально-объектного программирования
Delphi.
Программа «Тестирование» («Тест») представляет собой стандартное
тестирование с элементами изображения и выполняет следующие действия:
-
задает вопросы;
-
дает варианты ответов (с указанием количества верных);
-
подсчитывает результаты (количество правильных ответов и затраченное
время);
-
дает объективную оценку знаний учащихся с учетом времени, затраченного
на ответ и количества ответов.
В программе
учтена возможность одного и нескольких вариантов ответа. Кроме
того, программа позволяет вводить вопросы и варианты ответов на любую
тему, выбирать уровень сложности, а также возможность сообщения \ не
сообщения правильного ответа.
Преимущество данной программы состоит в возможности:
-
создания базы из любого количества вопросов, из которой случайным
образом выбирается нужное число вопросов и ответов;
-
«перетасовки» порядка следования вопросов и ответов;
-
отключения вопроса без его удаления;
-
добавления к вопросам иллюстраций по теме;
-
создания ограничений во времени выполнения теста;
-
абсолютной объективности в выставлении оценок учащимся;
-
индивидуального подхода к
каждому школьнику, определения сильных и слабых мест в знаниях учеников.
Результаты тестирования выводятся как в индивидуальном (с указанием
выбранных и правильных ответов на вопросы теста), так и в общем порядке
(общий список с краткими результатами тестирования, который можно
вывести на экран доски в конце урока). Программа «Тестирование» («Тест»)
ориентирована на дифференцированное обучение и может быть использована в
процессе обучения учащихся не только физике, но и другим предметам
школьного курса и подготовки их к итоговой аттестации в форме и по
материалам ЕГЭ.
Эту программу и использовала для составления тестов по всем классам.
Такие тесты очень удобны, тем что запоминать номера верных ответов
бесполезно. При повторном тестировании, в случае неудачи, учащимся
приходится снова выполнять задание, а не воспроизводить по памяти
правильные ответы. Кроме того времени на проверку выполненного теста не
нужно. Результаты можно узнать тут же.
Для подготовки учащихся к выполнению лабораторных работ, использую
специальные
CD-диски
с комплектами лабораторных работ для всех классов. С их помощью можно
наглядно продемонстрировать процесс выполнения работы, что облегчает
учащимся процесс ее выполнения индивидуально или в группе.
Широко использую компьютерные модели.
Компьютерные модели - компьютерные программы, которые позволяют
имитировать физические явления, эксперименты или идеализированные
ситуации, встречающиеся в задачах. Компьютерное моделирование позволяет
учащимся наблюдать эксперименты и явления, обращать внимание на
отдельные наиболее существенные детали, которые могут быть незамечены в
реальных условиях. Использование компьютерных моделей и виртуальных
лабораторий предоставляет уникальную возможность визуализации упрощенной
модели реального явления.
При этом можно поэтапно включать в рассмотрение дополнительные факторы,
которые постепенно усложняют модель и приближают ее к реальному явлению.
Кроме того, компьютер позволяет моделировать ситуации, не реализуемые
экспериментально в школьном кабинете. Работа учащихся с компьютерными
моделями и виртуальными лабораториями чрезвычайно полезна, так как они
могут ставить многочисленные эксперименты и даже проводить небольшие
исследования. Интерактивность открывает перед учащимися огромные
познавательные возможности, позволяя им быть не только наблюдателями, но
и активными участниками проводимых экспериментов. Процесс компьютерного
моделирования для учащихся увлекателен и поучителен, так как результат
моделирования всегда интересен, а в ряде случаев может быть весьма
неожиданным. Создавая модели и наблюдая их в действии, учащиеся могут
познакомиться с рядом явлений, изучить их на качественном уровне, а
также провести небольшие исследования. Разумеется, компьютерная
лаборатория не может заменить настоящую физическую лабораторию. Тем не
менее, при выполнении компьютерных лабораторных работ у школьников
формируются навыки, которые пригодятся им и для реальных экспериментов –
выбор условий экспериментов, установка параметров опытов и т.д. Все это
превращает выполнение многих заданий в микроисследования, стимулирует
развитие творческого мышления учащихся, повышает их интерес к физике.
Для облегчения работы с компьютерными моделями, предоставляю детям листы
с инструкциями и задачами, которые им необходимо решить в ходе
постановки интерактивного
эксперимента.
Для
повышения мотивации учащихся предлагаю им различные творческие
задания:
ü
написать доклад;
ü
создать презентацию (элемент презентации) к уроку;
Для
написания докладов дети широко используют Интернет. При этом слежу за
тем, чтобы информация, полученная из Интернета для создания доклада,
была самостоятельно осмыслена, и объем ее был оптимальным. Зачастую, для
публичного представления доклада, ученики
готовят презентации.
Подготовка презентаций к уроку (часто с моей помощью) мотивирует
учащихся к более глубокому изучению темы, ее осмыслению, тщательному
подбору материалов. Такая работа позволяет сделать процесс обучения
личностно ориентированным, т.к. ученик становится соавтором сценария
урока. Можно даже позволить ученику объяснить подготовленный им материал
классу, т.е. побыть в роли учителя, что так же повышает интерес учащихся
к предмету и изучаемой теме.
С учащимися, имеющими особые способности в изучении физики,
интересующимися данным предметом, готовим доклады исследовательского
характера, которые затем представляем на школьных, городских,
всероссийских конкурсах.
В 2008 году нашей школе был
выделен кабинет физики, в который входит все необходимое оборудование
для практических работ и демонстрационных экспериментов. Кроме того, в
оборудование кабинета входят новый компьютер с мультимедийной установкой
и экраном, графопроектор, компьютерный измерительный
USB
– блок.
Наличие современного оборудования в количестве, необходимом для
самостоятельного выполнения лабораторных работ повышает интерес к
экспериментированию, осмыслению полученных результатов, использованию
теоретических знаний для их объяснения.
Не последнюю роль в развитии интереса, повышения уровня готовности
учащихся к самостоятельной исследовательской деятельности, понимания
закономерностей физических явлений играют демонстрационные эксперименты.
Благодаря новейшему оборудованию теперь возможно получение
количественных зависимостей протекающих процессов непосредственно на
компьютере и проецирование их на экран, поскольку часть
демонстрационного оборудования согласовано с компьютерным измерительным
блоком.
Таким образом, использование информационно – коммуникационных технологий
дает положительные результаты. При этом важна роль учителя как
наставника в организации эффективной учебной деятельности, направленной
на формирование у учащихся знаний и способности применять их на
практике.
Пока отсутствие интерактивной доски не позволяет использовать
информационно-коммуникационные технологии в полной мере. В частности для
решения задач. Но, на мой взгляд, данный вид учебной деятельности может
быть организован эффективно и без их использования.
Новые средства обучения, технологии могут быть эффективными только в том
случае, когда педагог ими владеет в совершенстве. Одним из важных этапов
развития явилось участие в дистанционном оргдеятельностном курсе
«Дистанционное профильное обучение в школе», проводимом Центром
дистанционного образования «Эйдос»
На протяжении многих лет мои ученики являются активными участниками
городских научных конференций. Разрабатывать и оформлять детские проекты
так же помогают информационно-коммуникационные технологии. Интернет в
свою очередь позволяет принимать участие во Всероссийских конкурсах.
Так, после
моего предложения ученикам
участвовать во
Всероссийском конкурсе научно-инновационных проектов «Энергосберегающие
технологии для повышения качества жизни людей» у Розенкова Андрея,
ученика 11 класса, возникла идея использования вакуума
для уменьшения потерь тепловой энергии. Эта идея была реализована
в проекте «Применение вакуумных
технологий в водоснабжении для уменьшения потерь теплоэнергии».
За свой проект Розенков Андрей получил третье место (с денежным
вознаграждением) на
региональном этапе Всероссийского конкурса научно-инновационных проектов
"Энергосберегающие технологии для повышения качества жизни людей" в
городе Хабаровске.
Учащий 10 класса
Михалец Николай с докладом «Использование физических методов для
выявления зимней обуви, оптимальной в условиях г. Магадана» по итогам
заочного тура получил приглашение для участия в XXIII Всероссийской
конференции научно – исследовательских работ обучающихся «Национальное
достояние России». Из-за недостатка денежных средств Николай
не смог принять данное приглашение, где, несомненно, достойно
представил бы свой доклад. Вышеназванный доклад Михальца
Николая на Всероссийском открытом конкурсе научно-исследовательских,
проектных и творческих работ учащихся «Первые ШАГИ» 2008-2009 года,
проводившегося под руководством Международного Фонда Ролана Быкова,
Клуба учителей «Доживем до понедельника», Международного общественного
фонда социально-экономических и политологических исследований
«Горбачев-Фонд», занял третье призовое место.
Работа ученика 10 класса Сафронова Руслана «Проект искусственного
восстановления озонового слоя Земли» была признана лучшей на городской
научной конференции учащихся и рекомендована к представлению на
X
межрегиональной научно-практической конференции студенческой и учащейся
молодежи 2009 года, где так же была признана лучшей.
Проект
Кузьмичевой Кристины, ученицы 10 класса «Использование золоотвалов
Магаданской ТЭЦ для производства чистящих средств» получил специальный
приз жюри «На дальнейшее
развитие проекта» на городской научной конференции учащихся. Прошел
отбор и был представлен на Дальневосточном окружном инновационном
Конвенте, проходившем во Владивостоке 4-5 ноября. Кристина награждена
дипломом как «Самый юный участник конкурса молодежных инновационных
проектов в рамках Дальневосточного окружного молодежного инновационного
конвента». Ее доклад рекомендован к участию во Всероссийском молодежном
инновационном конвенте, который проходит в Санкт-Петербурге в начале
декабря 2009 года.
Совместная работа с учащимися не только интересна для меня как учителя
физики, но и очень важна для моего профессионального роста, так как не
дает права остановиться в получении новых знаний по предмету и методике
его преподавания.
Неоднократно принимала участие в школьном этапе конкурса «Педагог года».
В 2007-2008 учебном году успешно прошла заочный тур
II Всероссийского конкурса
педагогического мастерства
"Мой лучший урок" (2008 год), проведенного в рамках подготовки к
празднованию 175-летия со дня рождения Великого русского ученого,
естествоиспытателя Д.И.Менделеева. Участвовала в финале конкурса в
Москве. Прошла курсовую переподготовку в Московском институте открытого
образования по теме: «Технологии, методики, практика современного урока.
Развитие профессиональной компетентности учителя».
В составе творческой группы принимала
участие в конкурсе "Мультимедиа урок в современной школе";
Надеюсь,
что материалы, которые я размещаю на своем сайте станут информационным
сопровождением процесса обучения, расширят возможности для развития
интереса к предмету, способностей к самообразованию и творчеству. На нем
учащиеся найдут интересные факты из жизни ученых – физиков,
дополнительную информацию по изучаемым темам, различные опыты. Смогут
ознакомиться с требованиями, предъявляемыми к выпускникам, вариантами
контрольно – измерительных материалов к экзамену по физике в форме ЕГЭ и
многое другое, так же на сайте помещены ссылки на другие информационные
ресурсы по физике. Кроме того, на нем найдут много полезной для себя
информации и мои коллеги, учителя физики, и родители. Разделы его
постепенно пополняются.
Мой интерес к разработке сайта не остался незамеченным. В сентябре 2008
года я была назначена администратором официального сайта гимназии.
На мой взгляд, это дает дополнительные возможности для сотрудничества с
моими учениками, включения их в общественнозначимую деятельность, в ходе
которой они получают важные навыки создания и размещения информации в
Интернет. В процессе совместной работы происходит взаимообогащение,
формируется культура освоения и использования нового
информационно-образовательного поля.
|